Главная   Новости   Приборы НК   Контакты   
Предоставляемые услуги
Счетчики

Rambler's Top100
Реклама
Экологическое проектирование и нормирование


Об особенностях проекта по созданию плавучих атомных теплоэлектростанций рассказал директор филиала ФГУП концерн "Росэнергоатом" "Дирекция строящихся плавучих атомных . - Новости по промышленной безопасности - Новости
Новости по промышленной безопасности : Об особенностях проекта по созданию плавучих атомных теплоэлектростанций рассказал директор филиала ФГУП концерн "Росэнергоатом" "Дирекция строящихся плавучих атомных .
в 14/12/2006 20:39:41 (1820 прочтений)


В России полным ходом идет реализация проекта концерна "Росэнергоатом" по созданию плавучих атомных теплоэлектростанций (ПАТЭС). Закладка первого блока состоится уже в апреле 2007 года на стапелях завода "Севмаш" в Северодвинске. Завершение строительства плавучей атомной теплоэлектростанции запланировано на 2010 год. При серийном производстве на ее сооружение будет затрачиваться не более 3 лет. Сейчас срок реализации пилотного проекта составляет 3,8 года. До 2015 года концерн планирует построить флотилию из семи станций.

Об особенностях проекта и его реализации рассказывает директор филиала ФГУП концерн "Росэнергоатом" "Дирекция строящихся плавучих атомных теплоэлектростанций" Сергей Васильевич Крысов.

Особая роль в проекте плавучей атомной станции отведена вопросам ее безопасной эксплуатации. Технический проект прошел все необходимые государственные экспертизы и получил лицензию на строительство в Ростехнадзоре. Согласно проекту, ПАТЭС обладает пятью барьерами радиационной защиты, способна выдержать замлетрясение силой 7-8 баллов по шкале Рихтера (макетные испытания показали устойчивость и к 9 баллам), скорость ветра до 45 м/с, мощные снегопады и даже падение на станцию самолета типа Як-40. Энергоустановка окружена охранным периметром, способным предотвратить несанкционированное проникновение на объект как с суши, так и с воды.

Плавучие атомные станции будут оснащены реакторной установкой КЛТ-40С, прошедшей максимальное количество апробаций на атомоходном флоте, а также на отечественных подлодках. Более надежного реактора с точки зрения эксплуатационных характеристик сегодня в мире нет. К тому же, реактор адаптирован под повышенные требования безопасности и это логично – станция не военного, а гражданского назначения, она будет производить электроэнергию и тепло для населения, промышленных предприятий. Поэтому с точки зрения экологических требований я не вижу на сегодняшний день никаких препятствий для ее эксплуатации. Подчеркну, при эксплуатации этого типа реакторов до сих пор никаких проблем, связанных с угрозами для окружающей среды, выявлено не было. Реакторы этого типа выработали около 7 тысяч реакторо-лет – на сегодняшний день это самые надежные атомные энергоустановки в мире.

Кроме того, для повышения безопасности эксплуатации концерном "Росэнергоатом" принято решение, что для гражданской энергетики мы применяем топливо, которое полностью удовлетворяет принципам нераспространения МАГАТЭ. Т.е. в реакторах будет использована активная зона с более низким уровнем обогащения урана, чем на АПЛ и ледоколах – менее 20%. Эти позиции заложены с самого первого референтного образца плавучей атомной станции и возведены в принцип.
Что же касается выгрузки и утилизации отслужившего ядерного топлива, процесс будет идти по той же самой цепочке, которая отработана на атомоходном флоте – отходы будут утилизироваться на сертифицированных, в том числе и по международным стандартам, специализированных промышленных предприятиях.

Хотелось бы подчеркнуть экономическую эффективность проекта. Цена на производимую атомной энергетикой электроэнергию и тепло жестко не привязана к колебаниям цен на углеводородное топливо - и это один из существенных плюсов.
Стоимость нефти и газа постоянно растет, а на ядерное топливо цена закладывается один единственный раз. С учетом времени эксплуатации одного энергоблока – а оно составляет 12 лет до перезагрузки реактора – преимущества здесь очевидны. Например, если взять экономическую составляющую, которую мы закладываем как проектную в производство одного киловатт-часа электроэнергии и одной гигакаллории тепла, могу сказать со всей ответственностью, что их стоимость значительно ниже тарифов, которые сегодня действуют.

Предполагаемый срок окупаемости проекта плавучего энергоблока и атомной станции на его базе около 10 лет, но это наиболее пессимистический сценарий развития событий. Очевидно, что при последующей либерализации рынка электроэнергии наши цены по-прежнему будут конкурентоспособны, а прибыль представляется достаточно убедительной.

Несомненно, плавучие атомные станции найдут широкое применение в энергодефицитных регионах, а также при осуществлении проектов, требующих автономного и бесперебойного энергоснабжения при отсутствии развитой энергетической системы. На сегодняшний день наиболее вероятными площадками, где после Северодвинска могут быть использованы ПАТЭС, являются Вилючинск (Камчатка) и Певек (Чукотка).

Все экономические расчеты показывают, что электроэнергия мобильных плавучих атомных теплоэлектростанций будет по себестоимости дешевле как минимум на 50 %, чем производимая за счет сжигания угля – тем более, что сам уголь там завозной, а вблизи природных месторождений этого полезного ископаемого нет.

Совершенно не исключено также применение ПАТЭС при разработке месторождений нефти и газа. В частности, проектом создания плавучих атомных станций малой мощности заинтересовался "Газпром", который мог бы использовать ПАТЭС для энергообеспечения добычи и транспорта углеводородов на шельфе северных морей и полуострове Ямал. Например, по оценкам специалистов "Газпрома", для обеспечения добычи на Штокмановском месторождении возможно потребуются две плавучие атомные станции, а для разработки Ямальских месторождений - примерно, три энергоблока.

И в самом деле, если посчитать, то зачем жечь газ - дорогостоящее топливо, которое только растет в цене и может приносить доход, особенно, если продукт ориентирован на экспорт? По расчетам, применение одной плавучей атомной станции позволит экономить до 150 млн куб. м газа в год, что при пересчете на мировые цены составит, примерно, 40 млн долларов. Таким образом, за 7-8 лет ПАТЭС способна окупить себя исключительно за счет режима экономии. Конечно, будут расти и эксплуатационные, и капитальные затраты, но они не могут отличаться в разы. Поэтому наша продукция, я уверен, найдет своего потребителя и не только в виде государственных субъектов, но и у частных компаний, а спрос на нее будет выше, чем первоначальная возможность его удовлетворения.

Источник:advis.ru




Copyright © 2003 by Промышленный контроль      
ЭПБ | ДЕКЛАРАЦИЯ | ПЛАРН | ПЛАС | СЕРТИФИКАЦИЯ | ПАСПОРТ БЕЗОПАСНОСТИ | ЛИЦЕНЗИЯ | РАЗРЕШЕНИЕ | ЭКОЛОГИЯ | Каталог | Карта сайта